- В первую очередь, благодарность вам от 90 % украинских болельщиков за то, что вы показали на Евро-2012 игру, за которую не стыдно.
- Спасибо.
– Но вот что делать с 10 %, теми, кто остался недоволен? Вот, например, в телепрограмме Великий футбол (ТРК Украина) Виктор Грачев (игрок ФК Шахтер в 1980-х годах) сетовал, что в игре с Францией украинцы стояли. Что сказать этим болельщикам?
- Это очень хорошо, что есть эти 10% негатива. Всегда должен быть противовес. Если есть какая-то критика, то важно, чтобы она была аргументированной. Если бы человек сказал, низкая реализация моментов, например с англичанами, нам хоть и не засчитали гол, мы должны были забить больше мячей. Я понимаю такую критику. Но когда человек говорит, что команда не двигалась, я считаю это неконструктивной критикой. Значит, человек не смотрел футбол. На мой взгляд, команда двигалась и боролась и показала хороший футбол.
- В отношении реализации моментов: игра Италии с Англией в четвертьфинале показала, что ворота британцев словно завороженные. Там нереализованных моментов было немало.
- И итальянцы, если бы вдруг их команда не прошла дальше, не посчитали бы, что их команда сыграла плохо.
– Какие у вас самые яркие впечатления от Евро-2012?
- Наконец-то сложилось благоприятное мнение об Украине. Люди, которые к нам приехали, не ожидали увидеть хорошо организованный футбольный праздник. Зарубежные СМИ разрекламировали лишь негатив. Может быть, они нам этим и помогли. У наших гостей были плохие ожидания.
- Вы уже завершаете свою футбольную карьеру в сборной и в Динамо?
- Я завершил карьеру в сборной. Дальше я буду решать, где играть, – останусь в Украине или уеду в Европу либо в США. У меня есть месяц на принятие решения о продолжении своей карьеры.
- Вы будете руководствоваться возможностями своего здоровья. А что еще определит, куда вы поедете – в Европу или Америку?
- Будут определять многие составляющие, о них я не буду говорить.
- Вы – последнее поколение в украинском футболе, которое прошло советскую детскоюношескую футбольную школу. За вами уже никого нет.
- Я последний чемпион СССР по футболу среди юношей. В момент, когда в 1991 году в Москве был путч, я находился в Подмосковье и играл в чемпионате Советского Союза.
- Что мы потеряли, лишившись той футбольной школы, или, напротив, что за это время нового приобрели?
- Я бы ни в коем случае не сопоставлял эти школы. Во-первых, это совершенно разные страны. Сейчас это Украина, тогда был СССР.
- Позвольте вам возразить. Сборная СССР по футболу, вице-чемпион Европы 1988 года, на 90 % состояла из игроков из Украины. Была динамовская школа, были местные воспитанники. Что изменилось?
- Изменилось все. Футбол эволюционирует. От советской школы остались одни воспоминания. Тренировочный процесс изменился. Сейчас футболист – это уже атлет, потому что на той скорости, с которой играют сегодня в футбол, с той борьбой, которая происходит на поле, футболист обязан быть хорошо подготовлен физически.
- Кем вы видите себя через пять-десять лет? Тренер? Футбольный комментатор?
- Мне бы хотелось видеть себя в футболе. Комментатором – однозначно нет. Тренером? Для начала надо попробовать свои силы, и необязательно с хорошей командой. Надо окончить тренерскую школу. Понять психологию тренера. Психология футболиста и тренера сильно отличается. Когда заканчиваешь играть в футбол, нужно время, чтобы поменять менталитет футболиста и стать работником клуба. Нужно прежде всего избавиться от мысли, что ты был футболистом. Это очень важно. Некоторым очень тяжело это сделать. Они пытаются сравнивать с собой до и после. И второе: быть футболистом – это где-то эгоистично. Ты все равно думаешь больше о себе, как себя подготовить, как реализоваться. Тренер же должен больше думать о команде, твоего участия в игре уже нет. Вот этот переход нужно пережить, а потом определиться, что я хочу дальше делать. Но не исключено, пройдет время, и я буду заниматься чем-то другим, и я тогда скажу, что не нахожу себя в футболе, мне тяжело перестроиться, у меня совершенно другие амбиции.
К Вашему вниманию культиваторы садовые. Рекомендуем посетить на досуге!