Первый гол Гаврилова в чемпионате СССР я прекрасно помню. Забит он был 9 мая 1974 года в ворота ереванского «Арарата» красиво – головой в падении из зоны центрального нападающего. Для зрелого Гаврилова гол не очень типичный, как, собственно, и амплуа чистого форварда. И в одинцовской «Искре», и в московском «Динамо», куда Юрий в 72-м был приглашен Бесковым, он играл в нападении – на обоих краях и в центре. Такой универсализм, думается, пригодился, когда уже в бесковском «Спартаке» Гаврилов прочно занял позицию «поднападающими».
Футболист на этом месте должен уметь все: разнообразно бить, молниеносно пасовать, идти в отбор при современном прессинге. Однако изящество знаменитых гавриловских передач объясняется еще и тем, что он тонко понимал специфику действий любого форварда. Впрочем, до всей этой роскоши еще надо было дожить. В «Динамо» после ухода Бескова молодому игроку места не нашлось. К 1976 году у бело-голубых сложилась отличная средняя линия (чуть позже завоевавшая чемпионство), где возможное место Гаврилова занял Александр Максименков. Через три года они вместе выступят в сборной, а тогда бывший торпедовец выглядел авторитетнее. В итоге – дубль и мрачные перспективы.
Но тут Бесков принял «Спартак» и позвал ученика с собой. «Зачем?» – прямо спросили его. Тренер не ответил, улыбнулся только. Хотя, правду говоря, Александр Севидов записного резервиста, да еще многократно травмированного, отпускать не хотел. Чувствовал, значит, могучий потенциал этого худощавого, сутулого, вроде не очень быстрого парня. Но чувствовать и непреклонно верить – разные вещи. Бесков поверил – и стал строить команду вокруг вчерашнего дублера.
Впрочем, последнее утверждение выглядит спорным: в основе Гаврилов, подлечившись, дебютировал лишь 25 июня 1977 года, в 15-м туре, то есть почти в середине турнира первой лиги. Однако именно с того турами с того матча (проигранного, кстати, минчанам – 0:1) началась подлинная история «Спартака» Константина Бескова.
Нет, красно-белые и в первых играх выглядели неплохо, хотя комплектовались примерно так, как в наше время их одноклубники из Нальчика. Ни о каком дальнейшем падении речи не шло. Но и о выходе в высшую лигу, а тем более скором чемпионстве и участии в еврокубках мечтать не приходилось. Футболисты были, коллектив имелся, а вот материализованной идеи, без которой нет большой команды, до того летнего дня не существовало.
Выход на поле Гаврилова в корне все изменил. Дело даже не в том, что с его приходом стали в среднем за игру забивать на гол больше – просто собранная машина получила ход. Почему Юрия Васильевича называют классиком жанра? Потому что его передачи (обычно низом, сквозь частокол ног) резко обостряли ситуацию, позволяли форвардам реально угрожать воротам соперника.
И правильно писал в 80-е годы Александр Вайнштейн, что игру спартаковского дирижера надо смотреть не по телевизору, а на стадионе, дабы видеть движения, рывки, маневры всех исполнителей. И наслаждаться гавриловским мастерством в полной мере. Между прочим, классику тоже лучше слушать в консерватории, в крайнем случае – в очень хорошей записи.
Как всегда не хватает денег? Попробуй заработок в интернете новичку. У тебя все получится!