- Вообще-то этот год в Чемпионате России складывался для нашего экипажа хуже, чем предыдущий. В 2011 мы с Женей Павловым (джип-клуб “Лебёдушка”) до последнего этапа шли на первом месте, и лишь в самом конце из-за технического схода в Белгороде (развалился задний мост) уступили “золото”. С огорчением заняв второе место в том году, мы стремились на верхнюю ступеньку в 2012. Однако, буквально две вынужденные ошибки на первых же двух этапах поставили нас в очень невыгодное положение. Мы по прежнему показывал лучшее время на кругах, но получасовые аварийные остановки каждый раз не только лишали нас преимущества, но и отбрасывали далеко назад.
Но в конце года у наших основных конкурентов в экипаже сменился штурман и поэтому, выиграв на последнем этапе в Риге лишь “бронзу”, по очкам в моем зачете досталось 1-ое место в Чемпионате России.
- Штурман на ралли-рейдах частенько вообще не нужен в машине. Так думают многие, кто не гонялся сам. Можно ехать по чужим следам или самому читать «легенду» одним глазом. Ведь справляются как-то мотогоны и квадроциклисты с теми же трассами. Правда, иногда придется остановиться, чтобы разобраться в легенде, когда потерялся. Или внести правку в «трип». И пробитое колесо поменять самому можно, хоть это и в два раза дольше, чем вдвоем. Все так. Но только, если просто покататься вышел, или чтоб до финиша добраться последним. В конце концов все решает только скорость. А она без штурмана точно будет меньше. Ведь он ведет учет времени, работает с навигационными приборами и дорожным компьютером, отмеряющим пройденные дистанции, делает отметки в контрольной карте. Конечно, читает «легенду», которую в ралли-рейдах прописывают не гонщики, а организаторы, и дают экипажам для подготовки лишь за несколько часов до старта. Он во всем помогает пилоту, у которого не хватает рук даже стекло запотевшее протереть, не говоря уже об откапывании машины или ремонте на трассе в случае чего. В общем, хороший штурман – это скорость. Плохой штурман – тормоз во всем.
- Каким должен быть штурман? Конечно, с наметанным глазом на точное прочтение «легенды», желательно на две-три позиции вперед в каждый момент времени. С набитой рукой на кнопках навигационных инструментов и ногой на педали «трипа». Немалое значение имеет и натренированность вестибулярного аппарата к прочтению «легенды» и приборов во время постоянной тряски на протяжении часов, а не минут. И еще штурман должен чувствовать своего пилота, потому что слаженность экипажа – не пустые слова. В нашем экипаже пилот и штурман понимают друг друга иногда без слов, жестами.
Спортсмен привыкает чувствовать автомобиль в экстремальных условиях его работы. Поэтому, когда такие условия случаются в жизни, удаётся справиться с машиной с минимальными издержками. Кроме того, как штурман, я неплохо справляюсь с навигаторскими задачами на яхтенных регатах. Да и после гонок в правой чашке на море уже не укачивает.
- Как следует тратить деньги на развитие автоспорта? Смотря, чьи деньги. Если государственные, то на репортажи по центральным телеканалам с трасс тех соревнований, которые нуждаются в развитии. Если общественные, то на подготовку судей, менеджеров и создание условий для проведения состязаний. А если частные, точнее сказать, промоутерские, то, конечно, на организацию и повышение зрелищности соревнований. Будь у меня лично большие деньги, ежегодный этап «Формулы 1» уже лет десять проводился бы в Москве.