Betfair - это молодая компания, основанная в Великобритании (UK), работающая на рынке online ставок. Грандиозность успеха стартапа Betfair.com отчасти в том, что компания добилась таких результатов, не принимая ставки от жителей США.
Betfair закончила последний раунд финансирования в апреле 2006 года, оценка компании слегка превысила $3 млрд! Последний раунд финансирования можно рассматривать как частичный выкуп, поскольку Softbank приобрел долю в 23% компании за ~$600 миллионов долларов.
Эти деньги частично распределены между инвесторами - участниками ранних стадий финансирования, основателями, и работниками компании. Такая высокая оценка стоимости компании, объясняется достигнутыми ею финансовыми показателями. Финансовые показатели на протяжении последних 4-х лет: выручка компании выросла с ~10 миллионов долларов в 2002 году до ~280 миллионов долларов в 2006. В Betfair достигли ~70 миллионов долларов операционной прибыли в 2006 году, со значительным процентом (24%) операционной прибыли.
Ключевые Факторы успеха
Изначально, продукт был разработан для ниши опытных игроков, а не для широких слоев. На заре становления рынка онлайн ставок, было два основных игрока: Betfair и Flutter. Flutter может рассматриваться первым игроком на этом рынке, они привлекли ~44 миллионов долл., венчурного финансирования за два раунда, один до запуска продукта, и один сразу после запуска - в мае 2000 года.
В отличии от компании Flutter, стартап Betfair не мог привлечь венчурное финансирование, и вместо этого привлек от бизнес-ангелов $1-2 миллиона на "посевной" (seed) стадии. Хотя обе компании позиционировались на одном и том же рынке спортивных ставок, каждый выбрал свой, отличный от другого рыночный подход.
Как оказалось в дальнейшем, подход Betfair оказался более верным по нескольким причинам. Flutter изначально был внутренне похож на online комьюнити игроков, где пользователи могли делать ставки против ставок своих друзей и других членов комьюнити. Концепция та же, как если бы пользователи просто делали ставки - заключали пари друг с другом по email.
В Betfair, в свою очередь, построили нечто похожее на биржу. Концепция Betfair состоит в том, чтобы делающий ставку, не беспокоился о том, кто ее примет. Концепция комьюнити, в данном случае, не привносит достаточной ценности для игрока, но концепция ликвидности на рынке ставок привносит ценность, и является первостепенной. Это дало пользователям возможность торговать позициями, например, на лошадей участвующих в скачках, также как если бы это был трейдинг на бирже акций.
Продукт созданный в Betfair привнес глубокую инновационность на английский рынок спортивных ставок. А также, создал новую категорию игроков - использующих динамику торгов в принятии решений, не имеющих точного представления о самих исходах спортивных событий.
Спустя несколько месяцев после запуска в мае 2000 года, менеджмент Flutter осознал, что рыночный подход компании Betfair единственно верный и изменил свой продукт в соответствии с ним.
Хотя позиционирование компании Betfair было рассчитано на узкую нишу профессиональных игроков, но к счастью, эта ниша росла огромными темпами. Приблизительно после одного года конкуренции с Betfair, менеджмент компании Flutter решил, что благоразумнее слиться с конкурентом. Это случилось в Декабре 2001 года, и почти совпало с очередным раундом финансирования компании Flutter, в размере более $20 миллионов долларов, которыми в Flutter уже могли распоряжаться.
Огромное преимущество в издержкам над традиционными методами принятия ставок.
Хотя в данный момент, Betfair работает на многих рынках ставок (спортивные, и другие события), основные пари заключаются на скачках, рынок - который Betfair выбрала первоначальным. Система принятия ставок в Betfair имела врожденное преимущество над традиционной букмекерской моделью в Англии. Букмекеры принимают у публики ставки, балансируя отношения между исходами таким образом, чтобы любой исход скачек принес доход букмекеру. Поскольку букмекер берет на себя некий риск, связанный с исходом скачек, то эта стоимость закладывается в соотношения на ставки, которые предлагаются публике. Поскольку Betfair не функционирует как традиционный букмекер, он не имеет никаких рисков связанных с исходом скачек.
Поэтому соотношения исходов, которые публика видит на BetFair, наиболее похожи на реальное положение на рынке, и в большинстве случаев предлагаются более высокие соотношения, чем у букмекеров. Игрок может обнаружить ставку "4-1" на лошадь у обычного букмекера, и найти "5-1" для этой же лошади на BetFair. В дополнение к уменьшению риска, Betfair также пользуется льготным налогообложением, предусмотренным в Англии для online игровой индустрии, которое не требует платить налог на валовую прибыль, в то время как обычные букмекеры (offline) платят этот налог. Сильное конкурентное преимущество Betfair над традиционными букмекерами в области издержек, в итоге отражается на более высоких коэффициентах ставок - что является существенным фактором для привлечения игроков.
Приняты меры по созданию высоколиквидного рынка
В Betfair вовремя поняли, что ключ к созданию успешного рынка ставок, лежит через увеличение вероятности того, чтобы любая заявленная ставка была принята. По сути, Betfair требовалось предоставить платформу для балансирования спроса и предложения, как это делает любая биржа. Как и любая рыночная площадка, Betfair столкнулась с проблемой "курицы и яйца".
Они решили эту проблему используя три стратегии: ограничивая количество спортивных событий на которые принимались ставки, для обеспечения достаточной "ликвидности" события, построив бизнес модель поощряющую объемные ставки, и третья - маркетинг ориентированный на крупных игроков. Модель используемая в Betfair - взимание комиссии с чистой прибыли, а не с валовой прибыли. Это привело к появлению нового типа игроков - людей ищущих арбитражные возможности - т.е эти игроки перемещали большие объемы ставок для получения очень небольшой прибыли, не обращая внимания на исходы скачек, предоставляя таким образом ликвидность рынку.
В заключении, Betfair предоставил множество стимулов и скидок для серьезных игроков - поощряя к перемещению больших объемов денег.
Анализ выхода
Оценка Betfair на уровне $3.2 миллиарда основывается на мультипликаторах: в 11-ти кратном от продаж (11х) и 47-ми кратном (47х) от операционной прибыли. В отличие от большинства игровых компаний, оценка Betfair напоминает доблестные компании Google, eBay, и Yahoo. Этому есть объяснение: во-первых, основные доходы Betfair идут из Великобритании (UK). Большой финансовый подъем случится, если Betfair успешно освоит новые географические рынки: Азии, US, и Австралии. Во - вторых, высокая ликвидность этой рыночной площадки для игроков - это серьезный входной барьер для конкурентов. В отличии от сайтов с online покером или казино, имеющих очень небольшой порог входа, создание "критической массы" для эффективного приема ставок дело более трудное и дорогостоящее. На ум приходит аналогия с аукционом eBay.
История финансирования Betfair интересна сама по себе. Как упоминалось ранее, Flutter была первой компанией привлекшей деньги, что "ударило" по основателям Betfair: Эндрю (Andrew Black) и Эду (Ed Wray). Как только Flutter привлек $44 миллиона долларов венчурного финансирования, основатели Betfair обнаружили, что другие VC не желают вкладывать в компанию №2, конкурирующую с Flutter. Поэтому Betfair привлек ~$2 миллионов финансирования у бизнес ангелов, а также деньги друзей и семей. Несмотря на существенно меньший капитал, команда Betfair создала правильный продукт и быстрее получила пользователей, чем Flutter.
Эти две компании слились спустя полтора года после начала деятельности, объединив пользовательские базы и добавив в Betfair ~$20 миллионов долларов неиспользованного капитала Flutter. Поскольку Betfair удачно стартовал с ограниченным привлеченным капиталом, оба основателя Betfair остались владельцами значительных пакетов акций (10-15% на данный момент). Эта история показывает, как НЕ венчурный Internet Start-UP может выиграть у лучше финансируемого VC стартапа на одном и том же рынке. Инвесторы и основатели Flutter также получили хороший возврат на инвестиции. В пресс-релизе, выпущенном английским офисом Benchmark Capital, упоминается, что Benchmark остается владельцем ~7% в BetFair, несмотря на частичную продажу своей доли после сделки с Softbank. Это означает, что Benchmark владеет пакетом в $200 миллионов долларов, изначально вложив менее чем $25 миллионов (в Flutter). Пресс-релиз также указывает, что первоначальные инвесторы (ангелы) Betfair, получили возврат на инвестиции с мультипликатором 130х от их первоначального вложения. Таким образом, в 130 раз увеличив первоначальный вклад.
Стратегия запуска и маркетинг
В целом, успешность Betfair в том, что они позиционировались в узкую нишу, представленную игроками на скачках и спортивных мероприятиях. Доступ к игрокам через традиционные медиа был относительно прост, поскольку они стремятся концентрироваться в одних местах. Betfair был запущен с оффлайн PR раскруткой, которая принесла им большую известность. В Betfair не раз проводили 'панихиду букмекеров' через Площадь Рассела (Russel Square) в день скачек трехлетних кобыл в Эпсоме, главных скачках в Великобритании.
Пресса сыграла огромную роль в успехе Betfair в течение первых лет жизни компании. В Betfair проделали большую работу в партнерстве, спонсорстве, рекламных акциях нацеленных на игроков. Во-первых, они стали партнерами газеты "Racing Post", публикующей новости о скачках.
"Racing Post" эквивалент американскому изданию "Daily Racing Form". В Betfair создали co-branded версию площадки (на деле, просто API к Betfair площадке), что позволило подписчикам "Racing Post" делать ставки через сайт газеты. Это партнерство принесло доход обеим сторонам. Также спонсировались скачки и ипподромы. В Betfair использовали партизанские маркетинговые тактики, предлагая букмекерам хеджировать их ставки. Для запуска продукта на рынке ставок на спортивных событиях, в Betfair спонсировали одну из футбольных команд Английской Премьер Лиги.
Слияние с Flutter также помогло продвинуться Betfair за счет объединения пользовательских баз. Интересный факт, Flutter предлагал новым пользователям 10 фунтов бесплатно, для того чтобы они могли сделать ставку, и хотя это привлекало пользователей, результат был другим, умные и опытные игроки зарабатывали на новичках, что для последних очевидно предоставляло не самый лучший экспириенс.
|