Те игроки, которые просто играют в своё удовольствие, чтобы поддержать любимую команду, чтобы добавить ощущений при просмотре событий по телевидению или испытать кураж и азарт, являются участниками своеобразной игровой субкультуры, которая постоянно растет.
Хотя даже несмотря на бурный
рост букмекерства на постсоветском пространстве игровая культура и масштабы всё еще очень далеки от стран-лидеров, например Англии, США, Хорватии, Чехии, Австралии.
Во многих развитых в игорном отношении странах это обычное дело, когда в перерывах спортивных событий крутят рекламный ролик и вы можете сделать ставку по телефону, не выходя из дома. Также обычным делом является публикация коэффициентов в газетах и журналах.
Однако, зная наш менталитет в контексте «какой русский не любит быстрой езды» и любовь народа к различным играм, можно смело утверждать, что всё еще впереди.
Любой игрок ставит задачей всё-таки выиграть деньги, и я не знаю таких игроков, кто будет утверждать, что им приятно проигрывать и они не хотят помимо вторичных выгод ещё и просто заработать на ставках.
Но подавляющее большинство игроков регулярно проигрывают в долговременной перспективе, скажем, после тысячи ставок. Эта цифра в ставках на спорт составляет 95-98%.
А уходят в минус они либо в силу того, что им не хватает способностей и знаний выигрывать долговременно, либо из-за того, что они рассматривают букмекерскую контору в контексте казино и лотереи и делают ставки «наудачу». То есть сознательно не ищут возможности для математического перевеса над линией конторы, а используют так называемые краткосрочные и высокорискованные агрессивные стратегии разных типов. Все эти стратегии нужно знать, и действительно бывает, что в некоторых из них имеется здоровое зерно.
Сам термин «долгая игра» или «долговременно» имеет разные объяснения, но большинство профессионалов считают долгой игрой 500-1000 и более ставок. Если после такого количества сделанных ставок игрок выходит в плюс, то можно сказать, что его метод и стратегия имеет основания считаться успешной. Также имеется в виду, что может быть какое-то разумное варьирование размеров ставок. А то можно сделать одну ставку на сто долларов и выиграть, а потом поставить 999 раз по одному центу и проиграть, но это, как вы понимаете, не имеет отношения к системной игре и не будет считаться долговременным успехом.
Так как проигрывающих игроков всегда большинство, то мы имеем полное право рассматривать букмекерскую контору в контексте игры в казино или лотерею, то есть игре с отрицательным математическим преимуществом игрока. Как формируется это отрицательное преимущество?
Здесь мы приходим к общему понятию комиссии или маржи игорного заведения, ведь это то, за счёт чего и существует букмекер. На Западе подобную комиссию называют вигом или
выигрышем. Если в случае казино и лотереи мы можем во всех предложенных играх просчитать комиссию, и значение этой комиссии всегда будет одинаковым, то по поводу комиссии букмекерской конторы до сих пор нет полного согласия между игроками.
Если вы играете в рулетку с одним зеро, где у нас имеется 36 чисел и 1 зеро, причем выплаты составлены таким образом, что при бесконечной игре вы на каждом поставленном долларе будете проигрывать 1/(36+1)=2.7% или 2.7 цента, то в случае с букмекерской конторой это не совсем так.
С одной стороны, номинальная комиссия конторы колеблется от 4-5% до 10-15%. Что означает, что при ставках наобум при долгой игре вы будете проигрывать от 3-4 до 10-15 центов с каждого поставленного доллара. Это и происходит, если приблизиться к процессу с позиции модели «тысячи игроков ставят на тысячи событий тысячу дней ». Но при всем при этом никогда невозможно сказать абсолютно точно, какова вероятность исхода в данном конкретном событии, и в этом состоит отличие букмекерской конторы от казино.
Если мы возьмем 2-х профессиональных игроков, которые подтвердили свой класс после тысяч ставок, например, в теннисе, и они оба находятся в хорошем плюсе, и проанализируем их конкретные ставки постфактум, то весьма вероятно, что часть ставок этих игроков будет прямо противоположной, то есть с одной стороны выигрывающие игроки всегда имеют свое собственное мнение, а с другой – контора в данных случаях действительно является только посредником между ними.
А теперь скажите, если мы видим, что два успешных игрока дают разные прогнозы на конкретное событие, то как мы можем определить истинные вероятности исходов? И зачем конторе стремиться к тому, чтобы её линии как можно сильнее отражали её видение вероятностей исходов и указывали относительные силы команд? Если два конкретных профессиональных игрока, которые специализируются на теннисе, считают по-разному, то и контора (читайте: конкретный аналитик конторы) тоже формирует своё мнение и выражает её в своей линии.
То есть мы приходим к тому, что отдельные мнения могут быть разными, ни одно мнение не является истиной и только долгая игра является показателем успешности.
Конторе не нужно по большому счету очень сильно вникать во все факторы, влияющие на данные события, так как большинство её клиентов тоже не вникает и постоянно проигрывает… Ей достаточно установить более-менее достоверные, приближенные к здравому смыслу коэффициенты, а потом искусно разделять массы относительно своих линий, чтобы получить прибыль вне зависимости от исхода встреч.
Задайте себе вопрос, играют ли данные профессиональные игроки против конторы в вышеприведенном случае? По-моему, очевидно то, что они играют между собой и заключают пари между собой благодаря посреднику – букмекерской конторе.
В большинстве случаев игрокам для того, чтобы быть более успешными, нужно знать больше масс, но не всегда всё так просто.
У каждой конторы есть кассовые события и исходы, а есть дополнительные. Если в случае кассовых событий, на которые ставят очень много игроков, конторе достаточно просто искусно проводить черту между игроками, то в случае с некассовыми событиями и непопулярными видами ставок можно действительно сказать, что профессиональный игрок обыгрывает контору. В таких событиях и исходах конторе действительно нужно стремится установить линию, максимально отражающую реальные шансы команд или предпринимать такие меры, как увеличенную маржу или уменьшенные лимиты.
Метафора подобного процесса – плохо отцентрованная рулетка. Если игрок казино четко определил, что, скажем, какой-то сектор в рулеточном колесе выпадает чаще из-за того, что оно плохо установлено, то он обыгрывает заведение и имеет математический перевес, залезая непосредственно в карман этого заведения.
И линии конторы в этом случае более похожи на плохо установленное рулеточное колесо, поэтому игрок наносит прямой финансовый ущерб конторе из-за того, что аналитики контор плохо работают и недостаточно правильно установили коэффициенты на данные события. И в данных случаях контора не может разделить игроков относительно своих линий, так как большинство игроков не ставят на какие-то непопулярные события или исходы!
Примером таких линий служат росписи как тип ставок, чемпионат Бразилии (или Камеруна) как вид спорта и прочие непопулярные исходы. Часто такие линии называются «мягкими» и они могут сильно изменяться под воздействием ставок игроков.
Резюмируя, сложно сказать однозначно, является вигориш или комиссия конторы разделителем как на обычной бирже, где биржевой игрок платит комиссию дилинговому центру, если он желает продать или купить какой-то актив, или это является встроенной комиссией, как в рулетке. Поэтому истина находится где-то посередине.
Чтобы дать еще один пример, совершим небольшой экскурс в историю. C 1982 года в США работает компания LVSC (Las Begas Sport Consultants), которая была основана Michael «Roxy» Roxborough («Рокси»). Сейчас это организация устанавливает линии десяткам букмекерских контор по всему миру, ее прогнозы печатаются во многих газетах, она прекрасно знает, куда идут деньги публики, имеет хорошее оборудование, программы и системы для прогнозирования и всегда в курсе всех спортивных событий. Так вот – позиция и мнение Рокси таковы: «Я не в бизнесе определения истинных шансов команд, я в бизнесе получения разделения мнения игроков о шансах команд».
Процесс формирования линий происходит следующим образом. Так называемые «linesmakers» (те, кто делают линию или котировщики) разделены на несколько команд, которые сконцентрированы на американском футболе, бейсболе, колледж-баскетболе, колледж-футболе, НБА, НХЛ. Другая группа – группа аналитиков – более специализируется на выявлении реальной силы команд, тогда как котировщики больше специализируется на вкусах игровой публики. Они собираются вместе и добиваются консенсуса, и вместе вырабатывают решение по поводу конечной линии. Один из координаторов работы говорит: «Мы просто ищем то число, которое понравится двум сторонам».
Имеется в виду следующее. Они ищут такую фору, которая устроит обе стороны игроков: тех кто будут ставить на фаворита и тех, кто будут ставить на аутсайдера.
Ставки с форой очень популярны в США из-за того, что большинство видов спорта, пользующихся популярностью в США, являются высокорезультативными, в отличие, скажем, от европейского футбола, где самые вероятные счета 1-0 и 1-1. И правильно выведя это число, скажем 5, в идеале половина игроков поставит на Команда Фаворит –5, другая половина на Команда Аутсайдер +5. Контора же, ничем не рискуя, получит свою комиссию, так как коэффициент к выплате будет меньше 2.0.
Далее – что касается ключевой роли формирования линий, то
американский футбол в силу своей особой популярности в США, относительно малого числа игр, гораздо более сильно подвержен влиянию вкусов публики, чем баскетбол или бейсбол. LSVC объясняет это тем, что клиенты, которые ставят на американский футбол, менее «разумны», и то, что количество «умных» денег в прочих видах спорта заставляет давать линии, более ориентированные не на вкусы клиентов, а на прогнозируемые силы команд. Вернемся опять к теме комиссии. Если в большинстве игр казино комиссия, заложенная заведением, составляет от 1-2% до 10-15% и игрок может иметь математический перевес только при игре в БлекДжек или при игре в покер против других игроков, то при игре в букмекерской конторе обычный непрофессиональный игрок тоже платит примерно такую же маржу, как и игрок в казино. В случаях с лотереями (не будем касаться того, что результаты просто могут подтасовать, что невозможно при игре в конторе) игрок платит комиссию равную от 50% в большинстве европейских стран и до 80% в США!
Поэтому
букмекерская контора – это своеобразный биржевой «аттракцион», работающий только на «предложение», и игрок может использовать этот аттракцион в своих интересах и целях: честная лотерея, казино, «соучастие» в разных событиях от политических выборов до чемпионата 3-й лиги, он может стать профессионалом и научиться играть, выходя в итоге в долговременный плюс.
В общем, благодаря букмекерским конторам каждый может получить то, что хочет, и данный тип игорного заведения довольно универсален.
Если вы рассматриваете игру в букмекерских конторах как бизнес, тогда вы имеете возможность покупать всевозможные шансы и можете рассчитывать на долгосрочный плюс, если вы выигрываете «информационную войну». Став профессионалом, вы сможете помимо удовольствия записать себе в актив то, что вы сможете работать, когда захотите, где захотите (используя Интернет).
Что касается этической стороны дела, то сложно кого-то в чем-то убедить, и основные проблемы возникают из-за необузданности чувств, отсутствии самодисциплины, незнания или нежелания учиться. В любом бизнесе отсев примерно такой же, как и при игре в букмекерской конторе и статистика говорит, что 95% всех бизнесов закрываются в течение года и 98% в течение пяти лет и при этом никто не рвет на себе волосы, и всегда считается, что иметь свой бизнес – это плюс.
Как тут не вспомнить классическую историю с американским игроком Миллером, когда один человек упрекал его в том, что ставки на спорт неэтичны и пагубны… и при всем при этом этот человек работал на оружейном заводе «Кольт»!
|