Как стало понятно после лекции в Гладбахе, строить новые стадионы - это очень хорошо. Но, как поется в известной песне, есть один момент. Отгрохав новую суперсовременную арену, ее владелец может обнаружить, что не в этом счастье - пустой стадион, в любом случае, смотрится не очень красиво, даже если он стоил миллионов 200.
В Вольфсбурге, правда, потратили несколько меньше - 53 млн. Причем все расходы (и, соответственно, долги) на себя взяла строительная компания. А "Вольсфбург" арендовал стадион на 30 лет.
Но поскольку победными традициями клуб похвастаться не мог (он в бундеслиге-то - всего 8 лет), плюс к тому город совсем небольшой, а жители окрестных деревень, в отличие от подгельзенкирхенских, были не слишком активны, средняя посещаемость матчей четыре года назад составляла всего 12,5 тысяч (максимальная вместимость "Фольксваген Арены" - 30 000).
О том, как клуб привлекал болельщиков, в основном, и рассказывал генеральный менеджер Клаус Фукс.
"Вольфсбург" решил начать с имиджа. Проводил специальную имидж-компанию, социологические опросы, маркетинговые исследования, - пытался понять, насколько велика конкуренция с другими развлечениями.
Сделав выводы, взялись за комфортабельность стадиона. Оборудовали и отдельный семейный блок, и детскую площадку (под которой почему-то разместили КПЗ), и детский сад, и отдельный семейный ресторан, и даже блок для людей маленького роста.
В роддомах каждый новорожденый получал от клуба пакет с подарками (не сам, конечно, а его полномочные представители), такой же сюрприз ждал и тех, кто переехал в Вольфсбург, и первоклассников. Что дарили новорожденным, нам не сказали. Видимо, предметы интимного характера, вроде подгузников . Первоклассникам вручали школьные принадлежности с символикой клуба и билеты на первый домашний матч сезона. Был организован футбольный турнир для учащихся 45 начальных классов, - и все участники тоже были приглашены на стадион. Малоимущие семьи получили возможность пару раз в год приобретать билеты на матчи "Вольфсбурга" по сниженным ценам. 1000 детей-инвалидов посещали игры клуба бесплатно.
Отдельную компанию организовали для молодежи - поскольку эта целевая группа особенно привлекательна для спонсоров. Придумали обалденную идею: одну из подземных парковок переоборудовать под дискотеку, и после каждого матча устраивать танцы.
В общем, клуб попытался понравиться народу ("симпатия - важнее денег"), и у него получилось.
В результате, уже сейчас на игры ходит в среднем 22 тысячи человек, 35 процентов из которых - женщины. Клуб популярен в радиусе 100 километров - не только у фанатов, но и у обычных любителей футбола, многие из которых приезжают на матчи семьями. Правда, на билетах клуб зарабатывает не слишком много - всего 10 процентов от общего дохода. Нужно немного подождать, пока подрастут те самые новорожденные.
Другой неприятный момент: местные болельщики супротив приезжих матерых фанатов - все равно, что плотники супротив столяров. Во время дерби с "Ганновером" тысячи три гостей без труда перекрикивали превосходящие силы фанатов "Вольфсбурга". Поэтому представление состава хозяев выглядело следующим образом: диктор называл номер и имя - "Нумер айнс! Симон!..", а стадион должен был хором ответить "Йенч". Но слышно было только ганноверский хор: "Аршлох!"*.
"Нуммa айнс! Симон!" - "Аршлох!"
"Нуммa нойн! Диего!" - "Аршлох!"
"Нуммa ельф! Майк!" - "Аршлох!"
---
*"Аршлох" - груб. немецкое ругательство (прим. автора).
Раздевалка "Вольфсбурга". Игровая философия Аугенталера и его команды: в обороне - аггрессивно и без глупых фолов, в полузащите - играем быстро, открываемся и т.п. Сформулировано красиво, но к тому, что происходит на практике отношения имеет мало.
Раздевалка "Вольфсбурга" за несколько часов до дерби с "Ганновером".
Раздевалка "Ганновера". Тут тоже все готово к дерби.
"Фольксваген Арена". Семейная трибуна, на которой оборудовали даже детскую площадку (лесенки, горки) - для тех, кому футбол пока не слишком интересен.
Из окон семейного ресторана открывается прекрасный вид на саму фабрику "Фольксваген".
|